Город, которого нет: храм на Сенной – церковь с многострадальной судьбой
Церковь на Сенной площади неоднократно перестраивалась, а в годы богоборчества была взорвана. Разговоры о восстановлении этого храма ходят в нашем городе с начала XXI века
В конце января 1961 года в квартиры домов, примыкающих к площади Мира (так тогда называлась Сенная площадь), заходили строго одетые товарищи. Это были представители районных и городских властей, которые настойчиво советовали жителям побыстрее… заклеить бумагой окна. Люди были напуганы: неужели грядет новая война?! Хотя кто-то догадывался, в чем дело: по городу уже несколько недель циркулировали слухи о предстоящем сносе церкви Спаса на Сенной.
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ
В ночь с 1 на 2 февраля 1961 Спас на Сенной (церковь Успения Пресвятой Богородицы) взорвали. Известный зодчий Николай Баранов, который с 1938-го по 1950 год был главным архитектором Ленинграда, назвал это актом вандализма.
История уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы и борьбы за ее спасение достойна целой книги. Общеизвестно, что снос храма был вызван необходимостью строительства станции метро «Площадь Мира». Однако далеко не все знают, что специалистами института «Ленметропроект» (ныне ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс») были разработаны три варианта размещения новой станции. Первый – в западном углу площади, второй – вестибюль станции без надземного павильона, а третий – ликвидация церкви.
По имеющейся информации, решение о взрыве храма было принято еще в 1959 году. Узнав об этом, многие представители городской общественности выступили против уничтожения церкви. Полетели письма в высокие инстанции.
Вот лишь один довольно яркий пример. Преподаватели и члены ученого совета архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) направили послание в адрес министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.
Но все это не дало результата.
«Одна из причин ликвидации Спаса на Сенной заключалась в том, что в хрущевскую оттепель вновь набрала силу антирелигиозная кампания, несколько ослабленная в годы Великой Отечественной войны. И ленинградские власти стремились, как говорится, быть в тренде времени», – объясняет писатель и историк Анджей Иконников-Галицкий.
Кроме того, в судьбе храма роковую роль могло сыграть и противостояние двух архитекторов – Николая Баранова и Валентина Каменского (главный архитектор Ленинграда с 1951-го по 1971 год). Как утверждает писатель Людмила Коншина, работавший тогда в Москве Баранов вместе с группой столичных архитекторов обследовал церковь и высказался за ее сохранение. В ответ на это Каменский, собрав других специалистов, сумел добиться «подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади».
После Октябрьской революции Спас на Сенной, как и многие другие храмы, постигла печальная участь. В 1920-е годы, несмотря на протесты верующих, из церкви изъяли почти все ценности.
С 1932 года вплоть до закрытия в 1938 году храм выполнял функции кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии.
В том же 1938 году здание церкви было лишено статуса памятника архитектуры.
КАК СОБАКИН ФАМИЛИЮ СМЕНИЛ
Интересен и такой факт. Церковь Успения Пресвятой Богородицы строилась с 1753-го по 1765 год. Во второй четверти XVIII века вблизи Сенной площади, получившей свое название от находившегося тут рынка, где торговали сеном, селились небогатые люди. Были среди них и купцы.
В 1743 году у местных жителей возникла идея построить на площади церковь. Но разрешение на это они получили только спустя 8 лет.
Действовали скромно: купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и перевезли ее на Сенную площадь. Храм был освящен по старому стилю 18 июля 1753 года. В том же году была заложена каменная церковь.
Но тут в дело вмешался серьезный человек – Савва Яковлевич Собакин. Родившийся в 1712 году в семье мещанина, он сделал в Петербурге головокружительную карьеру, став одним из самых богатых людей того времени.
За строительство храма Савва Яковлевич взялся с присущей ему энергией, не жалея личных средств. Но, как утверждает писатель и историк Алексей Щербаков, Собакин торопил строителей, и они были вынуждены халтурить, жертвуя качеством ради скорости. Такое явление, как «штурмовщина», возникло отнюдь не в советские времена…
Работы по строительству храма были завершены в 1758 году. Но Главная полицмейстерская канцелярия, которая в ту пору занималась и такими вопросами, «объект» не приняла. Пришлось перестраивать. В результате первый придел был освещен 9 июня (по старому стилю) 1761 года, второй – 21 сентября 1764 года. И только 24 ноября 1765 года освятили третий. Главный «спонсор» строительства Савва Собакин получил высочайшее дозволение сменить свою «плебейскую» фамилию на более благозвучную – Яковлев.
Однако со временем ошибки, допущенные при строительстве храма, стали давать о себе знать. И в XIX веке церковь несколько раз пришлось перестраивать.
Наталья Алексеева